Психологическая работа детского дома

      Психологическая работа детского дома   - одно из звеньев единой системы психологической службы в образовании – системы социальной помощи семье и детям, нуждающимся в специальном психологическом сопровождении. Она предназначена для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, родителям и педагогам по вопросам особенностей развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической адаптации.           

  Эффективность работы по реабилитации, развитию, обучению, воспитанию и подготовки ребёнка к школе зависит от объединённых усилий всех специалистов детского дома и семьи.             

   Психолого-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание специальных социально-психологических условий для преодоления имеющихся нарушений в развитии и успешного обучения ребенка в ситуациях взаимодействия. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить ребенка выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. 

   Цель психологического сопровождения -   содействие психологическому, личному и индивидуальному развитию дошкольников, обеспечивающее психологическую готовность к обучению в школе, социальной адаптации детей с различными нарушениями в развитии, поступающих в детский дом, обеспечение психологической безопасности участников образовательного процесса.

         Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

-предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

-помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, воспитания и социализации;

-развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;

-психологическое обеспечение образовательных программ.

   Главный принцип работы – оказание помощи администрации, педагогам в создании обстановки доброжелательной требовательности к воспитанникам, уважение к их личности, создание ситуации успеха, формирование у воспитанников позитивного отношения к своим возможностям, формирование уверенности в себе.

       Педагог-психолог по профессиональному и административному профилю подчиняется директору детского дома.

      В начале учебного года совместно с администрацией детского дома определяется деятельность психолога в методической работе: участие в педсоветах и методических советах, проведение семинаров, педагогических консилиумов, лекций, консультаций и тренингов для педагогов и родителей. Определяются основные стратегии психологического сопровождения воспитанников.

     Формы психологической работы с родителями:

1. Родительские собрания - ознакомление родителей:

- с психологическими особенностями воспитанников на разных возрастных этапах;                         

- с особенностями подготовки детей к устройству в детский дом;

- с прохождением адаптационного периода вновь поступивших детей;

- с особенностями познавательной и эмоционально-волевой сферы воспитанников;

- преодоление трудностей, связанных с личностным развитием и с особенностями поведения воспитанников.

2. Индивидуальные консультации родителей по различным вопросам.

3. Выпуск памяток для родителей,  связанных с воспитанием детей.

5. Семинары, тренинги по эффективному взаимодействию с детьми.                                                     

  Коррекционно-развивающей работе с воспитанниками уделяется большое значение, а так же осуществляется профилактическая и диагностическая работа.

     Ключевые вопросы психологической деятельности ГБОУ Детский дом № 2: адаптация детей с различными отклонениями в психофизическом, сенсорном  и личностно-социальном развитии к новым образовательным условиям, подготовка к школьному обучению.            

  Основные направления психологического сопровождения: психодиагностика, коррекция и развитие, психопрофилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение.

   Направления  психологической деятельности, охватывают работу с воспитанниками, педагогическим коллективом, родителями и взаимодействие с другими службами и организациями города.                                              

       Охарактеризуем  реализацию основных идей и направлений психологической деятельности через различные формы и методы организации работы.  

       1. Психологическая диагностика

   Цель: получение информации о психической структуре нарушения развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

     В рамках психодиагностического направления осуществляется:

Диагностика сохранных аспектов психики ребенка и терапевтический потенциал макро- и микросреды;

Выявление возможных причин дезадаптации с целью определения направления оказания индивидуального психологическоого подхода;

Изучение интересов, склонностей, направленности, мотивации, личностных, характерологических особенностей и способностей детей;

Скрининговые обследование детей с целью анализа динамики психического развития и выстраивания оптимальной стратегии коррегирующего воздействия;

Диагностика динамики изменений в психофизическом, сенсорном, личностном и социальном развитии детей, при реализации целостного реабилитационного процесса, участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) детского дома;

Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации детского дома и родителей в проблемах личностного и социального развития ребенка;

Диагностика удовлетворённости родителей качеством услуг, предоставляемыми детским домом.

В данном направлении по запросам родителей, воспитателей, администрации детского дома проводится углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

    2. Психопрофилактика  является средством предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

     Психологическая профилактика и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе социально уязвимых, попавших в трудные жизненные ситуации, в социум.

     В данном направлении проводится работа по вопросам психологической готовности и адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

- разработка психологических рекомендаций по проектированию специальной образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития, обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер;

- групповые и индивидуальные консультации родителей о методах и способах оказания помощи детям в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды, об общих и специфических закономерностях и нормах психического, личностного, индивидуального, интеллектуального и физического развития детей с нарушениями в развитии на разных возрастных этапах;

 -информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;

- планирование и реализация совместно с педагогами реабилитационного процесса по обеспечению системного подхода к построению процесса развития, обучения, воспитатния, превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной  дезадаптации, применение сберегающих здоровье технологий;

 - отслеживание динамики и оценка социально-эмоционального развития детей;

 - содействие благоприятному социально-психологическому климату в коллективе детского дома, профилактика «профессионального выгорания» специалистов.

тренинг

    Профилактическая деятельность с детьми заключается в коррекции утомления воспитанников, в индивидуализации обучающей среды. Эта деятельность осуществлялась через следующие формы деятельности: индивидуальные и групповые консультации педагогов, создание ситуации успеха в образовательной деятельности, использование технологий личностно-ориентированного обучения.

    Психодиагностика заключается в изучении развития уровня наглядно-действенного мышления («Доски Сегена»), невербальной составляющей интеллекта (тест Дж. Равена), интеллекта («Нелепицы», «Времена года», «Обведи контур»), характеристики абстрагирования и обобщения («Классификация предметов»), внимания («Что здесь лишнее?», «Проставь значки»), восприятия («Дорисуй картинку», «Какие предметы спрятаны в картинках»), воображения («Придумай рассказ», «Придумай игру»), памяти («Выучи слова», «Запомни рисунки»), сформированности пространственных представлений («Разрезные фигуры»), способности к опосредованному запоминанию (по А.Н.Леонтьеву), эмоционально личностных особенностей (тест Люшера), личностно – типологических особенностей (тест рисуночный "Рисунок человека", "Рисунок семьи" и т.д.), особенностей речи («Рассказ по картинке», «Назови слова». Понимание устной речи, словарный запас, умение составлять развернутые фразы, дефекты произношения), уровня сформированности навыков самообслуживания.

   Психологическая коррекция детей с ОВЗ традиционно включает: групповую и индивидуальную коррекционно-развивающую работу: занятия, игры, упражнения, психогимнастика, тренинги и т.д. Коррекционные цели направлены на формирование эмоционально – волевой сферы:

- Умение преодолевать трудности.

- Воспитывать самостоятельность, ответственность.

- Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое дело до конца.

- Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности.

- Воспитывать честность, доброжелательность, трудолюбие, настойчивость, выдержку.

- Развивать критичность.

- Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.

- Вырабатывать положительные привычки поведения.

- Воспитывать чувство товарищества, желание помогать друг другу.

- Воспитывать чувство дистанции и уважения к взрослым.

      3. Коррекционная и развивающая работа. Этому направлению уделяется самое большое значение.

   Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность психолога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы,  познавательных процессов, решение и преодоление проблем в поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие его потенциальных творческих резервов.

   Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка с особыми образовательными потребностями, коррекция отклонений психического развития.

рисунок

   Коррекционная работа  строится не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения. Так же в дошкольном возрасте формой коррекции является особым образом организованная учебная деятельность, например, с помощью метода поэтапного формирования умственных действий.

коррекция 

   Коррекция развития носит опережающий, предвосхищающий характер. Она  стремится не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы, мы не ограничиваемся сиюминутными потребностями в развитии, а учитываем и ориентируемся на перспективу развития. Ценность коррекционной работы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.

  Коррекционная и развивающая работа ведётся с учетом приоритетных направлений и особенностей детского дома:  работа с детьми, имеющими различные отклонения в развитии и нуждающимися в создании специальной среды обучения, подготовка детей к обучению в школе.

   Коррекционная и развивающая работа с детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

 В данном направлении реализуется:

- Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка, планирование работы.

-  Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми с целью коррекции первичных недостатков в развитии, коррекции вторичных последствий отклоняющегося развития личностного и социального характера, развития познавательных процессов и речевых навыков.

ладошки

- Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе).

гимнастика

- Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми с целью развития социального мира детей, умения понимать эмоции других людей, договариваться, развитие знаний о своём «Я».

куклы

- Разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы, проектировать в сотрудничестве с педагогами индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся.

развитие

- Обеспечение психологической поддержкой сотрудников детского дома, родителей и близких.

дисциплина

- Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями.

     4. Психологическое консультирование

  Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития.

  Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация детского дома. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.

   Консультирование осуществляется по следующей тематики:

- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в детском доме и семье в интересах ребенка;

- Групповые и индивидуальные консультации педагогов и других работников детского дома по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам;

массаж

- Групповые и индивидуальные консультации сотрудников детского дома, родителей по актуальным темам;

игра

- Участие и активная работа в психолого-медико-педагогическом консилиуме детского дома (определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка; выработка согласованных решений по определению индивидуального образовательного и коррекционно-развивающего маршрута; динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы; решение вопроса об изменении индивидуального образовательного маршрута, коррекционно-развивающей работы при завершении обучения (учебного года);

- Медико-педагогические семинары-практикумы (консультирование педагогов по вопросам развития детей раннего возраста: "Игровая деятельность", "Сенсорное развитие детей раннего возраста", "Контроль за нервно-психическим развитием", "Факторы риска в развитии ребёнка");

- Проведение различных форм работы (семинаров-практикумов, тренингов, деловых игр) с педагогическим коллективом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

      5. Психологическое просвещение

    Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации детского дома и родителей, а именно:

-актуализация и систематизация имеющихся знаний;

упражнения

-повышение уровня психологических знаний в области современных исследований психологии детей с различными отклонениями в психофизическом, сенсорном, личностно-социальном развитии дошкольного возраста, в области профилактики социальной адаптации, с основными условиями психического развития, информирование о факторах, препятствующих развитию личности воспитанников;

паравозик

-включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

    Психологическое просвещение не ограничивается общими сведениями по детской психологии, а опирается на результаты изучения конкретных особенностей детского дома, учитывает квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие и индивидуальные возможности детей, родителей.

родители

     Проводится систематизированное психологическое просвещение педагогов;

    Осуществляется систематизированное психологическое просвещение родителей в форме родительских собраний  согласно тематике и возрасту детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.

     Реализация вышеописанных направлений осуществляется в работе с детьми, родителями и педагогами детского дома.

    Таким образом, созданная система психологического  сопровождения помогает оказывать  своевременную квалифицированную консультативно-методическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.

 

«Формирование трудовых навыков у дошкольников с ОВЗ»

 12 ноября2015 г. педагог-психолог Белоусова С.Г. провела игру-тренинг на тему «Формирование трудовых навыков у дошкольников» для воспитателей. На тренинге  решались следующие вопросы:

- главные задачи трудового воспитания детей - воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду;

фрукты игра

- основные методы трудового воспитания детей - расчлененный показ способов и последовательности выполнения доступных действий, действия совместные и по образцу, по словесной инструкции.

лукманова

- виды трудового воспитания - самообслуживание и формирование культурно-гигиенических навыков,

разифа

хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

светлана

Практические приемы (комплекс игр и упражнений) по трудовому воспитанию;

лутфуловна зилия

- направления трудового воспитания - ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений о деятельности представителей разных профессий, закрепление интереса к ним.

листопад

Практические приемы (комплекс игр и упражнений) по трудовому воспитанию.

рева

 В завершение тренинга воспитатели пришли к единодушному мнению, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым.

ирина

У него расширяются, конкретизируются представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность.

зоя германовна

В результате формируются трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду.

 Тренинг прошёл оживленно, в интересной форме.

локти

локти 2

локти 3

В конце участники поделились своим личным опытом, мнением, о наиболее эффективных педагогических приемах и методах формирования трудовых навыков у детей с ограниченными возможностями  в условиях детского дома.

Работа педагогов детского дома по коррекции агрессии у детей дошкольного возраста

 9 марта педагог-психолог Белоусова С.Г. провела презентацию  круглого стола на тему: «Работа педагогов детского дома по коррекции агрессии у детей дошкольного возраста» для педагогов и воспитателей. На нем выступили с докладами, методическими разработками, рекомендациями педагоги и воспитатели детского дома. Были предложены и рассмотрены игры, упражнения, медитации, способствующие снижению уровня агрессивности у дошкольников.

Повестка дня:

1. Воспитатель Мухаметдинова А.Я.: «Какое место занимает агрессия в жизни детей с ОВЗ».

Альфира

2. Учитель-дефектолог Мухаметзянова Г.Ф.: «Причины проявлений агрессии в детской речи».

Гульназ 2

3. Учитель-дефектолог Хуснулина Е.Н.: «Методы преодоления агрессивного поведения дошкольника».

Лена 1

3. Учитель-логопед Гильванова Р.Ф.: «Чем занять ребенка в целях снижения агрессивного поведения?».

Расима 1

4. Учитель-дефектолог Руднева А.З.: «Последствия психических нарушений у дошкольников, подвергшихся насилию».

5. Педагог-психолог Белоусова С.Г.: «Психологическая компетентность педагога».

  В завершении круглого стола педагоги и воспитатели обменялись мнениями о способах и методах работы с агрессивными детьми. Рассмотрели «неагрессивные» модели дисциплинарного воздействия:

обсуждение 1

1. Терпение. Нужна выдержка, выдержка и еще раз выдержка.

2. Объяснение. Ребенку объясняют, почему его поведение неправильное, делать это надо максимально кратко.

объяснение

3. Отвлечение. Надо предложить ребенку более что-то привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется.

4. Неторопливость. Не надо спешить наказывать ребенка. Вдруг поступок повторится.

награды

5. Награды. Лучше похвалить ребенка за хорошее поведение. Это пробудит в нем желание еще раз услышать похвалу.

6. Шутки. Рекомендуется иногда пошутить по поводу наказания и даже придумать какую-нибудь игру, чтобы ребенок тоже имел повод наказать «неродивого» родителя. Очень важно дать ребенку возможность почувствовать, что и родители подчиняются тем же правилам поведения. В этом случае ребенок будет меньше сердиться, когда подвернется наказание за нарушение правил.

мишка

Психолог напомнила, что при игровой коррекции поведения применяется групповая игра, которая поможет ребенку укрепить уверенность в себе, создать гибкость и непринужденность в контактах и выработать приемлемые навыки общения через моделируемое игрой взаимодействие со сверстниками. Развиваемая игрой способность быть собой среди других - это способность принятия себя в группе, умение взаимодействовать, быть на равных, что создает адекватное возрасту чувство собственного достоинства и удовлетворенности общением.

Очень полезны для снятия агрессии игры с песком, водой, лепка, рисование:

«Цветные ладошки». Игра направлена на снятие усталости. Материалы: белая бумага, краски. Предложите ребенку нарисовать травку, солнышко, облака (для ребенка 3 лет) …. пальцами. Для детей более старшего возраста можно предложить нарисовать животное, растение, человека. Если сначала ребенок отказывается рисовать пальчиками, покажите пример, объясните, что испачкаться не страшно.

«Лепка из соленого теста». Приготовьте соленое тесто – 1/1 соли и муки, воды по норме. Замесите тесто как на пироги и положите его в холодильник. Когда тесто охладится, можно начинать лепить с ребенком. Это может быть любой объект – животное, человек, сказочный персонаж.

Летом на улице можно лепить из песка. Игры с песком, тестом способствуют снятию напряжения, агрессии. Ребенок успокаивается, лучше идет на контакт, учитывая то, что совместное занятие сближает.

«Кляксы, монотипия». Для этой игры необходимы: краски, кисточка, белая бумага. Перед началом игры лист бумаги необходимо сложить пополам, и рисовать на одной стороне. Детям предлагают взять краску любого цвета, какой нравится, и брызнуть на лист бумаги, поставить кляксы. Потом взять другой цвет и сделать тоже самое. Можно использовать оттенки одного цвета. После этого сложить обе половины листа и быстро раскрыть. Получившийся рисунок рассматривают, и ребенок рассказывает на что это похоже.

Эта игра способствует снятию агрессии, напряжения. Более агрессивные дети выбирают  мрачные цвета, в рисунках видят чудовищ и т.п. В тоже время дети начинают свободнее выражать свои эмоции, чувства.

«Фантом человека». Материалы: краски, кисть, лист с нарисованным на нем изображением человека. Перед началом игры необходимо узнать у ребенка, как он понимает значение слов – радость, грусть, боль, стыд, обида. Можно попросить привести пример, ситуацию, когда у ребенка было подобное состояние. Ребенку предлагают рассмотреть изображение человека. После этого закрыть глаза и вспомнить ситуацию, когда ребенку было радостно, потом с закрытыми глазами представить, какого цвета радость, если не знают, просто сказать, какой цвет они видят, когда думают о радостном событии. Представить, в каком месте радость сконцентрировалась – в голове, в руке, ноге, сердце. Потом открыть глаза, взять кисть, обмакнуть ее в этот цвет и приложить к этому месту. Тоже самое проделать и с другими состояниями – грусть, боль, стыд, обида. Рекомендуется проводить с детьми старшего возраста. Упражнение способствует рефлексии.

Также агрессивному поведению детей способствует накопившееся внутреннее напряжение. Когда напрягаются мышцы, дети испытывают напряженность, страдают от головных болей, болей в животе, ощущают себя усталыми и раздраженными. Если детям помочь расслабиться, их напряженность снижается, и это помогает зачастую выявить источник напряжения.

Воображение - хороший помощник для расслабления. Упражнения, которые помогут детям расслабиться:

1. «Представь, что ты снежная баба. Ты огромная, красивая, тебя вылепили из снега. У тебя есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и ты стоишь на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и ты чувствуешь, что таешь. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Ты превращаешься в лужицу, растекшуюся по земле».

2. «Давай представим, что мы маленькие птички. Мы летаем по душистому летнему лесу, вдыхаем его ароматы и любуемся его красотой. Вот мы присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и мы вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, мы почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке».

Однако все эти приемы хороши только при систематическом применении. Непоследовательность в поведении взрослых может только усугубить ситуацию.