Психологическая работа детского дома

  Психологическая работа детского дома   - одно из звеньев единой системы психологической службы в образовании – системы социальной помощи семье и детям, нуждающимся в специальном психологическом сопровождении. Она предназначена для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, родителям и педагогам по вопросам особенностей развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической адаптации.           

  Эффективность работы по реабилитации, развитию, обучению, воспитанию и подготовки ребёнка к школе зависит от объединённых усилий всех специалистов детского дома и семьи.             

  Психолого-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание специальных социально-психологических условий для преодоления имеющихся нарушений в развитии и успешного обучения ребенка в ситуациях взаимодействия. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить ребенка выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. 

  Цель психологического сопровождения -   содействие психологическому, личному и индивидуальному развитию дошкольников, обеспечивающее психологическую готовность к обучению в школе, социальной адаптации детей с различными нарушениями в развитии, поступающих в детский дом, обеспечение психологической безопасности участников образовательного процесса.

     Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

-предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

-помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, воспитания и социализации;

-развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;

-психологическое обеспечение образовательных программ.

  Главный принцип работы – оказание помощи администрации, педагогам в создании обстановки доброжелательной требовательности к воспитанникам, уважение к их личности, создание ситуации успеха, формирование у воспитанников позитивного отношения к своим возможностям, формирование уверенности в себе.

  Педагог-психолог по профессиональному и административному профилю подчиняется директору детского дома.

  В начале учебного года совместно с администрацией детского дома определяется деятельность психолога в методической работе: участие в педсоветах и методических советах, проведение семинаров, педагогических консилиумов, лекций, консультаций и тренингов для педагогов и родителей. Определяются основные стратегии психологического сопровождения воспитанников.

     Формы психологической работы с родителями:

1. Родительские собрания - ознакомление родителей:

- с психологическими особенностями воспитанников на разных возрастных этапах;                         

- с особенностями подготовки детей к устройству в детский дом;

- с прохождением адаптационного периода вновь поступивших детей;

- с особенностями познавательной и эмоционально-волевой сферы воспитанников;

- преодоление трудностей, связанных с личностным развитием и с особенностями поведения воспитанников.

2. Индивидуальные консультации родителей по различным вопросам.

3. Выпуск памяток для родителей,  связанных с воспитанием детей.

5. Семинары, тренинги по эффективному взаимодействию с детьми.                                                     

  Коррекционно-развивающей работе с воспитанниками уделяется большое значение, а так же осуществляется профилактическая и диагностическая работа.

  Ключевые вопросы психологической деятельности ГБУ Детский дом № 2 г.Уфы: адаптация детей с различными отклонениями в психофизическом, сенсорном  и личностно-социальном развитии к новым образовательным условиям, подготовка к школьному обучению.            

  Основные направления психологического сопровождения: психодиагностика, коррекция и развитие, психопрофилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение.

 Направления  психологической деятельности, охватывают работу с воспитанниками, педагогическим коллективом, родителями и взаимодействие с другими службами и организациями города.                                              

   Охарактеризуем  реализацию основных идей и направлений психологической деятельности через различные формы и методы организации работы.  

    1. Психологическая диагностика

   Цель: получение информации о психической структуре нарушения развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

    В рамках психодиагностического направления осуществляется:

 Диагностика сохранных аспектов психики ребенка и терапевтический потенциал макро- и микросреды;

 Выявление возможных причин дезадаптации с целью определения направления оказания индивидуального психологическоого подхода;

   Изучение интересов, склонностей, направленности, мотивации, личностных, характерологических особенностей и способностей детей;

  Скрининговые обследование детей с целью анализа динамики психического развития и выстраивания оптимальной стратегии коррегирующего воздействия;

  Диагностика динамики изменений в психофизическом, сенсорном, личностном и социальном развитии детей, при реализации целостного реабилитационного процесса, участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) детского дома;

 Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации детского дома и родителей в проблемах личностного и социального развития ребенка;

 Диагностика удовлетворённости родителей качеством услуг, предоставляемыми детским домом.

   В данном направлении по запросам родителей, воспитателей, администрации детского дома проводится углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

    2. Психопрофилактика  является средством предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

 Психологическая профилактика и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе социально уязвимых, попавших в трудные жизненные ситуации, в социум.

  В данном направлении проводится работа по вопросам психологической готовности и адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

- разработка психологических рекомендаций по проектированию специальной образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития, обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер;

рай

- групповые и индивидуальные консультации родителей о методах и способах оказания помощи детям в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды, об общих и специфических закономерностях и нормах психического, личностного, индивидуального, интеллектуального и физического развития детей с нарушениями в развитии на разных возрастных этапах;

  В рамках социального проекта "День аиста", направленного на обретение семьи детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, был разработан и проведён квест "Семья - это счастье!"

аист

аист

аист

добро

 -информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;

рай

- планирование и реализация совместно с педагогами реабилитационного процесса по обеспечению системного подхода к построению процесса развития, обучения, воспитатния, превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной  дезадаптации, применение сберегающих здоровье технологий;

рай

 - отслеживание динамики и оценка социально-эмоционального развития детей;

 - содействие благоприятному социально-психологическому климату в коллективе детского дома, профилактика «профессионального выгорания» специалистов.

рай

 

 Психологическая акция "С Днём 8 Марта!",

поздравления и праздничные пожелания для женщин.

март

март

март

  С целью - создать положительный микроклимат в детском доме и активизировать желание у воспитанников и взрослых познавать окружающий мир, был разработан и проведён 25-29 марта психолого-педагогический проект "Неделя психологии".

неделя

Задачи «Недели психологии» :

  • повысить интерес педагогов и родителей к психологии;
  • показать реальные формы работы, возможности психологической службы;
  • формировать интерес взрослых к миру ребенка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии;
  • формировать психологический комфорт детей во время пребывания в детском доме, адаптировать в коллективе, развивать творческий потенциал;
  • сплотить педагогический состав, укрепить коллектив;
  • повысить психологическую компетентность педагогов и родителей детского дома.

Предварительная работа:

  • оформить стенды, информационные бюллетени по проблемам развития детей;
  • разработать конспекты занятий с детьми,
  • разработать положения к различным конкурсам для родителей всех возрастных групп, ознакомить с ними родителей и раздать им положения за несколько дней до «Недели психологии».

 

 ПЛАН

"НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ"

 

День

Название

Мероприятия

Участники

 

Пн.

 

«День хорошего настроения»

Психологическая акция «Радуга настроений»

Психокоррекционное занятие для детей «Тихо, очень тихо, ещё тише!»

 

все желающие

педагоги,

воспитатели

2 гр.

Вт.

«Дружба начинается

с улыбки»

Психологическая акция «Дружеская открытка»

Психокоррекционное занятие для детей «Маленькие волшебники»

Фотовыставка «Подари улыбку миру»

 

все желающие

педагоги,

воспитатели

6 гр.

 

Ср.

 

«Вместе – мы сила»

Психокоррекционное занятие для детей «Поступаем хорошо»

Конкурс рисунков для детей «Дружные ребята»

Игра для педагогов и воспитателей «Тайный друг»

Стенгазета «Азбука родительской любви»

 

все желающие

родители,

педагоги,

воспитатели

1 гр.

 

Чт.

«День откровений»

Акция «Что такое счастье?, Семья – это …»

Психокоррекционное занятие для детей «Когда у друзей лад, каждый этому рад»

Конкурс для родителей «Большая стирка»

 

все желающие

родители,

воспитатели

3,4 гр.

Пт.

Подведение итогов

Подведение итогов «Недели психологии», награждение победителей конкурсов.

Создание презентации «Неделя психологии в детском доме»

все желающие

психолог

 

 

 

Понедельник.

Психологическая акция «Радуга настроений»

неделя

неделя

неделя

неделя

неделя

Психокоррекционное занятие

для детей группы № 2 "Тихо, очень тихо, ещё тише!"

неделя

неделя

неделя

неделя

Вторник. 

Фотовыставка "Подари улыбку миру"

неделя

Психологическая акция «Дружеская открытка»

неделя

Психокоррекционное занятие

для детей группы № 6 "Маленькие волшебники"

неделя

неделя

неделя

неделя

неделя

неделя

неделя

неделя

неделя

неделя

Среда. 

Творческий детский конкурс «Дружные ребята»

неделя

неделя

неделя

неделя

неделя

Стенгазета "Азбука родительской любви"

неделя

неделя

Психокоррекционное занятие для детей группы №1 "Поступаем хорошо"

неделя

неделя

неделя

неделя

неделя

неделя

неделя

Четверг. 

Конкурс для родителей и педагогов "Большая стирка"

неделя

неделя

Пятница. 

Подведение итогов "Недели психологии",

награждение победителей кнкурсов.

неделя

неделя

неделя

неделя

  Профилактическая деятельность с детьми заключается в коррекции утомления воспитанников, в индивидуализации обучающей среды. Эта деятельность осуществлялась через следующие формы деятельности: индивидуальные и групповые консультации педагогов, создание ситуации успеха в образовательной деятельности, использование технологий личностно-ориентированного обучения.

    Психодиагностика заключается в изучении развития уровня наглядно-действенного мышления («Доски Сегена»), невербальной составляющей интеллекта (тест Дж. Равена), интеллекта («Нелепицы», «Времена года», «Обведи контур»), характеристики абстрагирования и обобщения («Классификация предметов»), внимания («Что здесь лишнее?», «Проставь значки»), восприятия («Дорисуй картинку», «Какие предметы спрятаны в картинках»), воображения («Придумай рассказ», «Придумай игру»), памяти («Выучи слова», «Запомни рисунки»), сформированности пространственных представлений («Разрезные фигуры»), способности к опосредованному запоминанию (по А.Н.Леонтьеву), эмоционально личностных особенностей (тест Люшера), личностно – типологических особенностей (тест рисуночный "Рисунок человека", "Рисунок семьи" и т.д.), особенностей речи («Рассказ по картинке», «Назови слова». Понимание устной речи, словарный запас, умение составлять развернутые фразы, дефекты произношения), уровня сформированности навыков самообслуживания.

   Психологическая коррекция детей с ОВЗ традиционно включает: групповую и индивидуальную коррекционно-развивающую работу: занятия, игры, упражнения, психогимнастика, тренинги и т.д. Коррекционные цели направлены на формирование эмоционально – волевой сферы:

- Умение преодолевать трудности.

- Воспитывать самостоятельность, ответственность.

- Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое дело до конца.

- Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности.

- Воспитывать честность, доброжелательность, трудолюбие, настойчивость, выдержку.

- Развивать критичность.

- Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.

- Вырабатывать положительные привычки поведения.

- Воспитывать чувство товарищества, желание помогать друг другу.

- Воспитывать чувство дистанции и уважения к взрослым.

      3. Коррекционная и развивающая работа. Этому направлению уделяется самое большое значение.

   Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность психолога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы,  познавательных процессов, решение и преодоление проблем в поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие его потенциальных творческих резервов.

 С целью расширения представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека и активизации творческой деятельности, желания рисовать, проявлять настойчивость в достижении цели, был разработан и проведён флешмоб творческих работ "Мир доброты".

добро

добро

добро

добро

добро

добро

добро

   Создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка с особыми образовательными потребностями, коррекция отклонений психического развития на психокоррекционных занятиях.

рисунок

   Коррекционная работа  строится не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения. Так же в дошкольном возрасте формой коррекции является особым образом организованная учебная деятельность, например, с помощью метода поэтапного формирования умственных действий.

коррекция 

   Коррекция развития носит опережающий, предвосхищающий характер. Она  стремится не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы, мы не ограничиваемся сиюминутными потребностями в развитии, а учитываем и ориентируемся на перспективу развития. Ценность коррекционной работы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.

 Коррекционная и развивающая работа ведётся с учетом приоритетных направлений и особенностей детского дома:  работа с детьми, имеющими различные отклонения в развитии и нуждающимися в создании специальной среды обучения, подготовка детей к обучению в школе.

 Коррекционная и развивающая работа с детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

 В данном направлении реализуется:

- Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка, планирование работы.

-  Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми с целью коррекции первичных недостатков в развитии, коррекции вторичных последствий отклоняющегося развития личностного и социального характера, развития познавательных процессов и речевых навыков.

ладошки

- Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе).

гимнастика

- Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми с целью развития социального мира детей, умения понимать эмоции других людей, договариваться, развитие знаний о своём «Я».

куклы

Организация и проведение

творческого конкурса "Дружные ребята",

среди воспитанников детского дома в рамках проекта "Неделя психологии"

друзья

друзья

друзья

друзья

друзья

друзья

друзья

друзья

друзья

- Разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы, проектировать в сотрудничестве с педагогами индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся.

развитие

- Обеспечение психологической поддержкой сотрудников детского дома, родителей и близких.

дисциплина

- Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями.

     4. Психологическое консультирование

 Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития.

  Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация детского дома. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.

   Консультирование осуществляется по следующей тематики:

- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в детском доме и семье в интересах ребенка;

- Групповые и индивидуальные консультации педагогов и других работников детского дома по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам;

массаж

- Групповые и индивидуальные консультации сотрудников детского дома, родителей по актуальным темам;

игра

- Участие и активная работа в психолого-медико-педагогическом консилиуме детского дома (определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка; выработка согласованных решений по определению индивидуального образовательного и коррекционно-развивающего маршрута; динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы; решение вопроса об изменении индивидуального образовательного маршрута, коррекционно-развивающей работы при завершении обучения (учебного года);

- Медико-педагогические семинары-практикумы (консультирование педагогов по вопросам развития детей раннего возраста);

- Проведение различных форм работы (семинаров-практикумов, тренингов, деловых игр) с педагогическим коллективом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

      5. Психологическое просвещение

    Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации детского дома и родителей, а именно:

-актуализация и систематизация имеющихся знаний;

упражнения

- повышение уровня психологических знаний в области современных исследований психологии детей с различными отклонениями в психофизическом, сенсорном, личностно-социальном развитии дошкольного возраста, в области профилактики социальной адаптации, с основными условиями психического развития, информирование о факторах, препятствующих развитию личности воспитанников;

паравозик

-включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

 Психологическое просвещение не ограничивается общими сведениями по детской психологии, а опирается на результаты изучения конкретных особенностей детского дома, учитывает квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие и индивидуальные возможности детей, родителей.

родители

        Регулярно проводится систематизированное психологическое просвещение педагогов:

- Семинар-практикум. Тема: "Азбука психологического и эмоционально-волевого благополучия: основные направления формирования";

рай

рай

рай

рай

рай 

- Тренинг для педагогов и воспитателей. Тема: "Предупредить  - значит спасти";

- Семинар для воспитателей и педагогов. Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе";

- Выступление на педагогическом совете. Тема: "Здоровый педагог - здоровый ребенок";

- Тренинг для воспитателей и педагогов. Тема: "Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников",

рай

рай

рай

рай

рай

- Тренинг для воспитателей и педагогов. Тема: "События моей жизни";

рай

рай

рай

рай

рай

рай

рай

 Осуществляется систематизированное психологическое просвещение родителей в форме родительских собраний  согласно тематике и возрасту детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.

    Реализация вышеописанных направлений осуществляется в работе с детьми, родителями и педагогами детского дома.

  Таким образом, созданная система психологического  сопровождения помогает оказывать  своевременную квалифицированную консультативно-методическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.

 

Игра-тренинг на тему: «Формирование трудовых навыков у дошкольников с ОВЗ»

 На тренинге  решались следующие вопросы:

- главные задачи трудового воспитания детей - воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду;

фрукты игра

- основные методы трудового воспитания детей - расчлененный показ способов и последовательности выполнения доступных действий, действия совместные и по образцу, по словесной инструкции.

лукманова

- виды трудового воспитания - самообслуживание и формирование культурно-гигиенических навыков,

разифа

хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

светлана

Практические приемы (комплекс игр и упражнений) по трудовому воспитанию;

лутфуловна зилия

- направления трудового воспитания - ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений о деятельности представителей разных профессий, закрепление интереса к ним.

листопад

Практические приемы (комплекс игр и упражнений) по трудовому воспитанию.

рева

 В завершение тренинга воспитатели пришли к единодушному мнению, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым.

ирина

У него расширяются, конкретизируются представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность.

зоя германовна

В результате формируются трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду.

 Тренинг прошёл оживленно, в интересной форме.

локти

локти 2

локти 3

В конце участники поделились своим личным опытом, мнением, о наиболее эффективных педагогических приемах и методах формирования трудовых навыков у детей с ограниченными возможностями  в условиях детского дома.

Информационно-просветительская работа направленная на коррекцию агрессии у детей дошкольного возраста

 Презентация  круглого стола на тему: «Работа педагогов детского дома по коррекции агрессии у детей дошкольного возраста» для педагогов и воспитателей. На нем выступили с докладами, методическими разработками, рекомендациями педагоги и воспитатели детского дома. Были предложены и рассмотрены игры, упражнения, медитации, способствующие снижению уровня агрессивности у дошкольников.

Повестка дня:

1. Воспитатель Мухаметдинова А.Я.: «Какое место занимает агрессия в жизни детей с ОВЗ».

Альфира

2. Учитель-дефектолог Мухаметзянова Г.Ф.: «Причины проявлений агрессии в детской речи».

Гульназ 2

3. Учитель-дефектолог Хуснулина Е.Н.: «Методы преодоления агрессивного поведения дошкольника».

Лена 1

3. Учитель-логопед Гильванова Р.Ф.: «Чем занять ребенка в целях снижения агрессивного поведения?».

Расима 1

4. Учитель-дефектолог Руднева А.З.: «Последствия психических нарушений у дошкольников, подвергшихся насилию».

5. Педагог-психолог Белоусова С.Г.: «Психологическая компетентность педагога».

  В завершении круглого стола педагоги и воспитатели обменялись мнениями о способах и методах работы с агрессивными детьми. Рассмотрели «неагрессивные» модели дисциплинарного воздействия:

обсуждение 1

1. Терпение. Нужна выдержка, выдержка и еще раз выдержка.

2. Объяснение. Ребенку объясняют, почему его поведение неправильное, делать это надо максимально кратко.

объяснение

3. Отвлечение. Надо предложить ребенку более что-то привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется.

4. Неторопливость. Не надо спешить наказывать ребенка. Вдруг поступок повторится.

награды

5. Награды. Лучше похвалить ребенка за хорошее поведение. Это пробудит в нем желание еще раз услышать похвалу.

6. Шутки. Рекомендуется иногда пошутить по поводу наказания и даже придумать какую-нибудь игру, чтобы ребенок тоже имел повод наказать «неродивого» родителя. Очень важно дать ребенку возможность почувствовать, что и родители подчиняются тем же правилам поведения. В этом случае ребенок будет меньше сердиться, когда подвернется наказание за нарушение правил.

мишка

 Психолог напомнила, что при игровой коррекции поведения применяется групповая игра, которая поможет ребенку укрепить уверенность в себе, создать гибкость и непринужденность в контактах и выработать приемлемые навыки общения через моделируемое игрой взаимодействие со сверстниками. Развиваемая игрой способность быть собой среди других - это способность принятия себя в группе, умение взаимодействовать, быть на равных, что создает адекватное возрасту чувство собственного достоинства и удовлетворенности общением.

  Очень полезны для снятия агрессии арт-терапевтические

техники, игры и упражнения.

 

ПРАВИЛА АРТ-ТЕРАПИИ. 

Чтобы не происходило в твоей жизни - просто рисуй. 

Мечтаешь или сомневаешься – рисуй. 

Плачешь от горя или от радости – рисуй. 

Расслабленный или напряжённый – рисуй. 

Скучно или занят – рисуй. 

Весело или грустно – рисуй. 

Страшно или смело – рисуй. 

Радостно или печально – рисуй. 

Тяжело или легко – рисуй. 

Устал или отдыхаешь – рисуй. 

Одиноко или со всем миром сразу – рисуй.

 Техника «Рисуем ладошками». Игра направлена на снятие усталости. Материалы: белая бумага, краски. Предложите ребенку нарисовать травку, солнышко, облака (для ребенка 3 лет) …. пальцами. Для детей более старшего возраста можно предложить нарисовать животное, растение, человека. Если сначала ребенок отказывается рисовать пальчиками, покажите пример, объясните, что испачкаться не страшно.

лад

  Техника «Лепка из соленого теста». Приготовьте соленое тесто – 1/1 соли и муки, воды по норме. Замесите тесто как на пироги и положите его в холодильник. Когда тесто охладится, можно начинать лепить с ребенком. Это может быть любой объект – животное, человек, сказочный персонаж.

Летом на улице можно лепить из песка. Игры с песком, тестом способствуют снятию напряжения, агрессии. Ребенок успокаивается, лучше идет на контакт, учитывая то, что совместное занятие сближает.

  Техника «Кляксы, монотипия». Для этой игры необходимы: краски, кисточка, белая бумага. Перед началом игры лист бумаги необходимо сложить пополам, и рисовать на одной стороне. Детям предлагают взять краску любого цвета, какой нравится, и брызнуть на лист бумаги, поставить кляксы. Потом взять другой цвет и сделать тоже самое. Можно использовать оттенки одного цвета. После этого сложить обе половины листа и быстро раскрыть. Получившийся рисунок рассматривают, и ребенок рассказывает на что это похоже.

лад

лад

  Эта игра способствует снятию агрессии, напряжения. Более агрессивные дети выбирают  мрачные цвета, в рисунках видят чудовищ и т.п. В тоже время дети начинают свободнее выражать свои эмоции, чувства.

  Техника «Фантом человека». Материалы: краски, кисть, лист с нарисованным на нем изображением человека. Перед началом игры необходимо узнать у ребенка, как он понимает значение слов – радость, грусть, боль, стыд, обида. Можно попросить привести пример, ситуацию, когда у ребенка было подобное состояние. Ребенку предлагают рассмотреть изображение человека. После этого закрыть глаза и вспомнить ситуацию, когда ребенку было радостно, потом с закрытыми глазами представить, какого цвета радость, если не знают, просто сказать, какой цвет они видят, когда думают о радостном событии. Представить, в каком месте радость сконцентрировалась – в голове, в руке, ноге, сердце. Потом открыть глаза, взять кисть, обмакнуть ее в этот цвет и приложить к этому месту. Тоже самое проделать и с другими состояниями – грусть, боль, стыд, обида. Рекомендуется проводить с детьми старшего возраста. Упражнение способствует рефлексии.

  Также агрессивному поведению детей способствует накопившееся внутреннее напряжение. Когда напрягаются мышцы, дети испытывают напряженность, страдают от головных болей, болей в животе, ощущают себя усталыми и раздраженными. Если детям помочь расслабиться, их напряженность снижается, и это помогает зачастую выявить источник напряжения.

 Техника ««Рисование истории». Задачами данной техники являются диагностика, коррекция неадекватных моделей поведения, разрешение внутренних конфликтов, снятие эмоционального напряжения.

лад

 

  В ходе работы ребенку предлагается нарисовать иллюстрацию к какой-либо истории. Затем психолог проводит с ребенком обсуждение.

 Если предложенный ребенком сюжет носит проблемный характер, ему предлагается нарисовать рисунок на тему, например, «Если бы эта история продолжилась, то как бы развивались события?» или «Что бы ты изменил в этой истории к лучшему?» и т.п.

 Следующие рисунки создаются по принципу комиксов, пока проблемная ситуация не разрешится. После каждого рисунка педагог проводит обсуждение.

  Техника «Рисунок по кругу». Данная техника используется при групповой работе, способствует сплочению группы, вовлечению в процесс даже самых неактивных участников, развитию креативности, повышению самооценки.

  Ход работы: ребята рассаживаются по кругу, у каждого в руках карандаш и подготовленный заранее лист бумаги. Расположенный вертикально лист делится на 3 части, и затем 1 и 3 части заворачиваются вовнутрь, подобно конверту.

 Далее следует инструкция: «Сейчас мы с вами вместе создадим фантастическое существо. Первый человек рисует голову, передает лист другому участнику, а тот рисует тело, не глядя на голову. Затем лист отдается третьему человеку, который рисует ноги. Следующий разворачивает лист, придумывает имя существу и небольшую историю о нем».

 Техника «Парное рисование». Совместное рисование учит детей сотрудничеству, формирует умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать свою точку зрения, развитие способности конструктивного взаимодействия. Способствует развитию навыков саморегуляции, произвольного поведения, умения работать по правилам.

  Ход работы: группа делиться по парам, каждой из которых раздается по листу бумаги, коробке красок, карандашей. Другие материалы должны лежать на отдельном столе, чтобы любой ребенок мог подойти и взять то, что ему может понадобиться. Группе предлагается разделиться на пары. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции.

  После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам (что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне о том, что именно будут рисовать и т. д.). Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования.

 Техника «Каракули или штриховка». Задачи, решаемые в ходе выполнения данной техники техники: развитие воображения, фантазии, работа с синдромом «не умею рисовать», сплочение группы, снятие эмоционального напряжения. Штриховка и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим мелка или карандаша, могут использоваться в начале занятия. Сам процесс выполнения происходит в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т.д. Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка.

лад

лад

 

  В ходе работы, детям предлагается свободно водить карандашом или мелками по листу бумаги без цели. Краски не используются. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, четкими и точными. Могут быть прямыми, изогнутыми, ломаными, закругленными, спиралеобразными, иметь вид галочек, пунктира. В итоге получается сложный «клубок» линий, в котором можно увидеть какой-либо образ либо абстракцию. Получившийся образ можно развить, дополнить, дорисовать, а также выразить свои чувства и ассоциации в связи с этим образом, сочинить историю о нем и т.п.

 Разновидностью штиховки является метод «фроттаж», когда заштриховывается поверхность листа, под которую подложен плоский предмет или заготовленный силуэт (наверняка каждый пробовал так «проявить» монетку).

  Техника «Рисуем эмоции». Основной задачей данной техники является проработка различных эмоциональных состояний ребенка (печали, злости, страха, радости, грусти и т.п.).

   В начале работы попросите ребенка выбрать цвет, который соответствует его настроению и изобразить его на листе (оставить след). Это может быть клякса, прямая или ломаная линии, разнообразные штрихи и т.д. Вопросы для размышления: Как можно назвать это состояние? На что оно похоже? Данная работа может выполняться в виде несвязанных между собой линий, штрихов, символов, а может объединиться в целую картину.

   В другом варианте рисуется силуэт человека. Предложите ребенку вспомнить любое событие своей жизни (радостное, счастливое, грустное, печальное и т.п.). Далее спросите у ребенка, что он при этом испытывал, какие эмоции, в какой части тела, каким цветом можно эти эмоции окрасить? Затем предложите закрасить или заштриховать соответствующим цветом на силуэте человека локализацию эмоции. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть на свою эмоцию со стороны, что он при этом чувствует, что хотел бы сделать с изображением данной эмоции: дорисовать, перерисовать, порвать, помять, сжечь, и т.д. После выполнения всех желаемых действий с рисунком, поблагодарите ребенка за работу.

  Техника «Рисование пальцами». Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нрарушать правила.

лад

 Сам процесс рисования пальцами часто небезразличен ребенку, и каждое последующее рисование не похоже на предыдущее. Всякий раз происходит по-новому: выбирается другой цвет, соотношение линий, темп, ритм и т.д. Потому результат манипуляций с краской может быть непредсказуем: неизвестно, какое изображение получится в итоге. Но далеко не все дети по собственной инициативе переходят на рисование пальцами. Некоторые, попробовав этот способ, возвращаются обратно к кисти или губке, как к более привычным средствам изображения. Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

  Техника "Проективный рисунок"

лад

лад

лад

 

  Техника  «Интуитивное рисование» (рисование под музыку).

 Почему же именно интуитивная живопись помогает обрести то комфортное, гармоничное состояние, о котором многие люди в суете дней уже успели позабыть? Дело в том, что интуитивное рисование не требует от человека никаких специальных художественных навыков, умений и знаний. Здесь нет канонов и четких правил. Единственное, что нужно понимать и к чему стремиться – это дать полную свободу и волю своим чувствам, эмоциям и интуиции.

проект

  В процессе такого рисования Вы можете дать своей душе и сердцу место для творческого и нестандартного самовыражения, отправляясь в увлекательное путешествие в глубину своего внутреннего мира.

  Это дает просто потрясающие возможности для новых удивительных открытий, озарений и осознаний.

 Помимо того, что ребёнок отлично отдыхает и расслабляется в процессе интуитивного рисования, он также может найти способы решения своих задач и проблем, которые ранее не получалось разрешить.

лад

лад

лад

   Техника «Работа с творческим мусором»

  Для выполнения упражнения понадобится все, что накопилось в глубоких ящиках и уже давно утратило свою ценность, но что сразу было жалко выбросить: кусочки бумаги, ткани, фантики, скрепки, ленточки, старые календарики и открытки, давно засохшие фломастеры и т.п. Раскладываем перед собой эти «сокровища» и отбирает то, что ассоциируется у нас с прошлым опытом, который давным-давно пора отпустить – обидами, страхами, неуверенностью, злостью, разочарованиями, неудачами и прочим. Теперь из всего выбранного материала необходимо составить общую композицию. Главное – не торопиться и делать так, как хочется, ничего не анализируя. К анализу можно приступить после завершения работы. Обязательно поблагодарите каждый символ за бесценный опыт и жизненные уроки. Скажите спасибо всем ситуациям и людям из вашего прошлого, а с работой попрощайтесь и по возможности сожгите ее.

лад

 

   Техника «Сказка о герое»

  Нам понадобится ручка и чистый лист бумаги. Усаживаемся поудобнее. Если хочется, можно включить приятную музыку. Делаем несколько глубоких вдохов и выдохов, расслабляемся и настраиваемся на свое внутреннее состояние. После это приступаем к созданию сказки. Прежде всего, определяемся с Героиней или Героем, местом и временем действия, его/ее особенностями характера и образом жизни. Затем следует зачин, знаменуемый изменением привычной ситуации, возникновением препятствий или началом путешествия. В основной части сказки Герой находит друзей, преодолевает все препятствия, справляется со всеми «драконами» и получает вознаграждение. А в финале он обретает все то, к чему и стремился – опыт и знания, которые качество его жизни меняют к лучшему. Закончив написание сказки, перечитываем ее еще раз и ищем наше сходство с Героем, определяем на каком этапе (по сюжету сказки) мы сейчас находимся и, что может нам помочь преодолеть сложности.

 лад

Воображение - хороший помощник для расслабления.

  Упражнения, которые помогут детям расслабиться:

 1. «Представь, что ты снежная баба. Ты огромная, красивая, тебя вылепили из снега. У тебя есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и ты стоишь на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и ты чувствуешь, что таешь. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Ты превращаешься в лужицу, растекшуюся по земле».

 2. «Давай представим, что мы маленькие птички. Мы летаем по душистому летнему лесу, вдыхаем его ароматы и любуемся его красотой. Вот мы присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и мы вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, мы почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке».

 Однако все эти приемы хороши только при систематическом применении. Непоследовательность в поведении взрослых может только усугубить ситуацию.