Образование

Содержание образовательной деятельности.

     Все воспитанники дошкольного возраста определяются в образовательное учреждение на основании рекомендаций РПМПК.

     ГБУ Детский дом № 2 работает по годовому плану, разработанному с учетом введения ФГОС дошкольного образования который определяет основные направления и задачи на учебный год, мероприятия по повышению педагогической компетентности педагогов и воспитателей, создание условий в соответствии  с действующими требованиями законодательства.

   Годовой план обеспечивает разностороннее развитие дошкольников по основным образовательным областям: социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической, физической.

   Годовой план составлен в соответствии с:

--   Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Образование в Российской Федерации»;

--   в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ МО и науки Р.Ф.от 17 октября 2013 г.№ 1155);

--   Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений

( СанПин 2.4.1.3049 – 13 );

    Педагогический процесс в детском доме осуществляется согласно Адаптированной основной образовательной программы, которая разработана на переходный период и определяет содержание и организацию образовательного процесса ГБУ Детский № 2 и предусматривает:

- разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7-8 лет, с учетом нарушений развития, возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям;

- интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в единое образовательное пространство.

 Программа спроектирована с учетом особенностей образовательного учреждения, контингента воспитанников, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

   В основу структуры заложена интеграция различных образовательных областей.

 

Программно-методическое сопровождение образовательного процесса.

        

  Основные программы и аннотации к программам:

    1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

  Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП).

    Цель Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,  подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

    Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей,  а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция,  творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважением к традиционным ценностям.

      2. Типовая программа «Воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, Комаровой, Гербовой.

    Данная программа является усовершенствованным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1985, отв. ред. М. А. Васильева), подготовленным с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования.

      Содержание первого издания «Программы воспитания и обучения в детском саду» формировалось в течение нескольких десятилетий. Оно все­сторонне апробировалось воспитателями, методистами и учеными, что позволило достаточно четко и емко изложить передовые идеи дошкольного образования прошлых лет в государственном программном документе, сыгравшем важную роль в развитии прогрессивной системы дошкольного образования в России.

   Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст - от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний возраст от - 4 до 5 лет (средняя группа), старший до­школьный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная группы).

    В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей. Предусмотрены формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.
      В программе разработано содержание детских праздников, развлечений и досугов. Определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении.

   Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к ис­пользованию в педагогическом процессе

     

Коррекционно-образовательные программы и аннотации к ним:

     1. Программа С.Г.Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР»   

    Пособие разработано по заказу Министерства образования РФ. В первой книге раскрываются вопросы организации коррекционно-развиваюшего воспитания и обучения старших дошкольников с ЗПР, представлены программы по ознакомлению детей с окружающим миром и развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте, по развитию элементарных математических представлений. Программы построены на основе преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного образования, прошли многолетнюю апробацию.

 

     2.«Программа обучения и воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» под ред. Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой.

    Программа отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в дошкольном детстве, являющемся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребёнка, развития его способностей и возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшей социализации.

      Программа предназначена для проведения коррекционно- педагогической работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет, имеющими умственную отсталость легкой формы (IQ в пределах 50-69). По МКБ-9 (Международной классификации болезней и смертей в детском возрасте) такие нарушения интеллекта определялись как олигофрения в степени дебильности. Вместе с тем апробация программы показала, что детям с умственной отсталостью в умеренной форме (IQ в пределах 35-49) при ранней и целенаправленной коррекционно-педагогической работе овладевают основным содержанием предложенного программного материала, что создает условия для раскрытия имеющихся у них потенциальных возможностей развития.

  В программе представлено инновационное содержание и современные психолого-педагогические технологии обучения детей, базирующиеся на личностно ориентированном подходе к ребенку и его близким.

     3. «Специальная коррекционная программа для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями зрения», под ред. Феоктистовой.

  В Программе собраны и систематизированы разработанные автором документы, методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в детских садах для детей с тяжёлой зрительной патологией. Она содержит современные научные знания по вопросам воспитания детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным зрением, опыт коррекции и компенсации зрительных функций ребенка и вторичных отклонений в его развитии, а также психолого-педагогическую концепцию профилактики недостатков, возникающих у дошкольников с нарушенным зрением в ранний период жизни. 

  4. Коррекция речевых нарушений осуществлялась по программе «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи» под ред. Е.Филичевой, Г.Чиркиной.

    Дошкольное воспитание детей с различными видами речевых нарушений является составной частью системы народного образования и решает задачи комплексного воспитания в соответствии с возрастными, индивидуально-психологическими и речевыми особенностями.

     На основании постановления Совета Министров СССР «О мероприятиях по улучшению обучения и воспитания детей с дефектами умственного и физического развития» в нашей стране функционируют группы для детей с общим недоразвитием речи (в структуре специализированного детского сада или в отдельных случаях при детских садах, яслях-садах общего типа).

    В соответствии с типовым «Положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» от 26 мая1970 г. в группы для детей с общим недоразвитием речи принимаются дети в возрасте трех-пяти лет. В эти группы могут быть зачислены дети в тех случаях, когда у них помимо нарушений фонетической стороны речи имеются выраженные отклонения в формировании лексико-грамматических компонентов речи. Срок пребывания — от двух до трех лет в зависимости от времени зачисления и от тяжести речевого дефекта.

   Данная программа предназначена для обучения и воспитания детей со вторым-третьим уровнем речевого развития 6-го года жизни с нормальным слухом и интеллектом.

    Обучение детей направлено на устранение речевого дефекта, а также на предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.

 

   Педагоги и воспитатели имеют разработанные рабочие программы и индивидуальные  коррекционные маршруты для детей с ОВЗ.

   

Дополнительные программы, технологии и аннотации к ним:


   1.  По разделу «Здоровье» - «Здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста» Л.В.Гаврючина.

 

  В пособии раскрываются механизмы реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ, решается проблема сохранения и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста при взаимодействии медиков, педагогов, психологов и родителей.

 

  Приложение содержит конспекты занятий для всех возрастных групп с использованием здоровьесберегающих технологий, приводятся формы организации детской деятельности.

 

 Пособие адресовано педагогам, методистам, логопедам дошкольных образовательных и медицинских учреждений.

   2. По разделу «Безопасность» - «Основы безопасности детей дошкольного возраста», Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина.

 

   Программа  предполагает  решение  важнейшей  социально-педагогической  задачи  -  воспитания  у  ребенка  навыков  адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Программа разработана на основе  проекта  государственного  стандарта  дошкольного  образования.  Она содержит  комплекс  материалов,  обеспечивающих  стимулирование  в дошкольном  детстве  (старшем  дошкольном  возрасте)  самостоятельности  и ответственности  за  свое  поведение.  Ее  цель  —  сформировать  у  ребенка навыки  разумного  поведения,  научить  адекватно  вести  себя  в  опасных ситуациях  дома  и  на  улице,  при  общении  с  незнакомыми  людьми, взаимодействии  с  пожароопасными  и  другими  предметами,  животными  и ядовитыми  растениями;  способствовать  становлению  основ  экологической культуры,  приобщению  к  здоровому  образу  жизни.  Программа  адресована воспитателям  старших  групп  дошкольных  образовательных  учреждений.

 

    Состоит  из  введения  и  шести  разделов,  содержание  которых  отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии  с  которыми  строится  образовательная  работа  с  детьми: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка»,  «Эмоциональное  благополучие  ребенка»,  «Ребенок  на  улице города».  Содержание  программы  оставляет  за  каждым  дошкольным учреждением  право  на  использование  различных  форм  и  методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей и социально - культурных различий. В силу особой значимости охраны жизни  и  здоровья  детей  программа  требует  обязательного  соблюдения основных  ее  принципов:  полноты  (реализации  всех  ее  разделов), системности,  учета  условий  городской  и  сельской  местности,  сезонности. Рекомендована Министерством образования РФ.

   3. По разделу «Социализация» - «Развитие социальных навыков детей дошкольного возраста», О.Р.Меремьянина.

 

    Предлагаемые познавательно-игровые занятия циклов "Кто я? Какой я?", "Мир моих отношений", "Я и мое здоровье" построены на основе интеграции образовательных областей "Здоровье", "Познание" и "Социализация" и направлены на развитие социальных навыков у детей 5-7 лет. Содержание их гибко, что позволит педагогу изменять структуру, выбирать игру, текст художественного произведения, упражнение, реагируя на ситуацию, на возникший внезапно интерес детей к деятельности, теме, предмету. Пособие может быть использовано в практике любого вида дошкольных учреждений, а также в учреждениях общего и дополнительного образования, осуществляющих процесс предшкольной подготовки в соответствии с ФГТ. 2-е издание.

      4. «Материалы М.Монтессори».

 

     Основную информацию (80-90%) об окружающем мире мы получаем через орган зрения. Следовательно, детей с нарушением зрения нужно научить получать знания, используя все анализаторы.

 

      Методика Монтессори предполагает вести обучение детей на полисенсорной основе.

 

     Главный принцип системы Монтессори в работе с ребёнком - это научить основным приёмам исследовательско-поисковой деятельности познания окружающего мира.

 

       Как заметила Н.К. Крупская: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников есть способ познания окружающего», поэтому всё обучение идёт через игру.

 

     Программа М. Монтессори предусматривает освоение детьми формы, цвета, величины предметов, развитие у них слухового, тактильного и других анализаторов, используя разнообразные дидактические игры. 

 

  Региональный компонент реализуется через знакомство детей с достопримечательностями родного города, природой, бытом,  традициями и культурой народов РБ в разных видах деятельности:


Использовались технологии развивающего обучения:

- игровые технологии

- технологии проблемного обучения

- технология интегрированного занятия

- личностно-ориентированные технологии


    Методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса:

  1. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (ФГОС дошкольного  образования).

   2. Перспективное планирование по освоению образовательной области "Экспериментальная деятельность".  

   3. Перспективное планирование по освоению образовательной области "Трудовое воспитание".

   4. Перспективное планирование по освоению образовательной области "Экологическое воспитание".

   5. Методическая разработка "Игры на развитие ориентировки в пространстве".

   

   

   Таким образом, практический процесс по внедрению ФГОС в работу детского дома продолжает осуществляться.

 

     режим дня 2

сетка занятий 11

сетка занятий 2

 

сетка занятий 34

 

сетка занятий 5

сетка занятий 6