Профилактика стресса у педагогов

  В рамках годового плана по профилактике и предупреждению детских суицидов и предупреждению преступлений в отношении несовершеннолетних воспитанников, 21 марта на педагогическом совете на тему «Совершенствование форм работы по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста с ОВЗ», выступил педагог-психолог Халикова Ю.Д. с профилактической беседой с элементами тренинга «Профилактика стресса у педагогов»

 

Педсовет 18

КОНСПЕКТ

Профилактической беседы с элементами тренинга

«Профилактика стресса у педагогов».

 

Педагог-психолог: Халикова Ю.Д.

21.03.2018 г.

 

Профилактическая беседа с элементами тренинга с педагогами «Профилактика стресса у педагогов»

Цель – сохранить и укрепить психофизиологическое здоровье педагогов.

Задачи:

-научить определять предстрессовое состояние;

-научить педагогов рационально использовать психическую энергию;

-научить педагогов использовать приемы саморегуляции, релаксации и других способов снятия эмоционального напряжения, особенно, в сложных жизненных ситуациях.

1 этап. Вводная часть. Приветствие.

Добрый день, уважаемые коллеги. Наше занятие рассчитано на то, чтобы коснуться психологической темы: эмоционального состояния человека, а именно стресса, лучше понять самих себя, лучше понимать других, учиться выражать свои чувства, переживания, практиковать приемы релаксации.

Разминка «Перебежки».

Сидя в кругу, участники по очереди называют свое имя и 1-2 положительных качества на 1-ю букву имени. Например, «Я — Юлиза, юморная, юная».

2 этап. Основная часть.

Рисуночная техника “Мой стресс” (Колошина Т. Ю., Трусь А. А.).

Стресс - категория абстрактная. О ней все говорят, но его никто не видел. А эффективно работать можно только с тем, что отчетливо понимаешь, осознаешь, видишь. При этом нет такого человека, который хотя бы единожды не испытывал стресса. Каждый из нас сталкивается с ним довольно часто, у каждого из нас есть свое понимание того, что такое стресс. Сейчас мы с вами материализуем свой стресс, придадим ему конкретную художественную форму.

Сделаем это следующим образом: в течение 5 минут каждый из вас выполнит рисунок, который называется “Мой стресс”. На своем рисунке вы можете изобразить метафору, образное, художественное представление, свое видение, понимание стресса. Это также могут быть вполне конкретные образы. Обсуждение подученных результатов:

1. Расскажите, пожалуйста, о том, что вы изобразили на своем рисунке? Какой он, ваш стресс? На что он похож?

2. Как вы к нему относитесь: он вам нравится, симпатичен (чем, не нравится (что в нем не нравится). Вы его боитесь?

Часто педагоги при подготовке к показательным занятиям находятся в состоянии стресса. Что такое стресс? (ответы участников).

Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Наиболее стрессовыми считаются три профессиональные сферы: здравоохранение, правоохранительные органы и образование.

Признаки стресса (перечень совместный с педагогами).

Физиологические:

- бессонница;

- головные боли;

- учащённое сердцебиение;

- боль в спине, желудке и т. п.

они ведут к:

артриту, глаукоме, склерозу, инсульту, раку, лейкемии…

Психологические:

- рассеянность;

- расстройство памяти;

- тревожность;

- беспричинные страхи;

- плаксивость;

- раздражительность и беспокойство.

они ведут к:

потери уверенности в себе, соматическим (физическим) заболеваниям, психическому расстройству, лекарственной зависимости.

Причины возникновения стресса.

-неорганизованность и, как следствие, неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка;

-конфликты с коллегами;

-чувство перегруженности работой, переутомляемость; психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны разными людьми;

-слишком высокая ответственность;

-тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и воспитанников.

Работа с людьми, а с детьми в особенности, отнимает много сил.

Уровень самоотдачи и самоконтроля столь высок, что психические ресурсы к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональное опустошение – вот цена ответственности, которую платит педагог.

Мы с вами попытаемся скорректировать, частично восстановить, укрепить наше психофизиологическое здоровье: научимся определять предстрессовое состояние; научимся рационально использовать психическую энергию; научимся использовать приемы саморегуляции, релаксации и другие способы снятия эмоционального напряжения, особенно, в сложных жизненных ситуациях.

Психогимнастика.

Упражнение «Улыбка на весь день». 

Проводить это упражнение желательно утром, после пробуждения, т. к. оно настраивает на бодрое, жизнерадостное настроение на весь день. Кончики губ растягиваем до ушей и в таком положении напеваем мелодию веселой песни, при этом голова закинута назад. Затем, достаем подбородком до груди, и все повторяем сначала.

Упражнение «Улыбка для себя». Расслабляем мышцы лица, таким образом, снимаем мышечное напряжение. Оживляет умственную деятельность. Эмоции: удивления, гнева, страха, презрения, отвращение, блаженства, ярости, радости.

Мышечная релаксация.

Упражнение «Лимон». Расслабляем мышцы кисти, рук для снятия мышечного напряжение. Визуализация давки лимонного сока

Упражнение «Кукла – марионетка». Это упражнение для снятия телесных зажимов, внутреннего напряжения. Все части тела двигаются в разные стороны – свободно (начиная, с головы и заканчивая пальцами ног).

Диафрагмально-релаксационное дыхание как основа здорового образа жизни.

Упражнение "Шарик". Представляем мысленно, как надувается и сдувается шарик у нас в животе. Вдох - шарик надувается, выдох - шарик сдувается. Упражнение выполняется в медленном темпе. Повторить несколько раз.

Аутогенная тренировка «Я буду! Я смогу!» Участники громко проговаривают слова с уверенностью и бодростью "Я буду! Я смогу! "одновременно ударяют себя в грудь кулачком.

Упражнение «Найди свою звезду»

Сядьте в круг и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха (звучит музыка).

А теперь представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звезд, для других — бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки.

Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту детства, а может быть, она вам напомнила о минутах счастья, радости, удачи, вдохновенья?

Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает. Откройте глаза.

Посмотрите внимательно на звезды: среди них нет ни одной одинаковой. Они все разные, как и мы с вами.

Пусть ваши звезды светят вам каждый день, излучая добро, дружбу, взаимопомощь и поддержку.

3 этап: Заключительная часть

Упражнение «До следующей встречи!»

У меня в руках чудесное солнышко. Оно излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Вы будете передавать друг другу это волшебное солнышко и делиться впечатлениями о сегодняшнем дне тренинга, дарить свои пожелания участникам группы.

Наш сегодняшний тренинговый день подошел к завершению. Пора прощаться, но мы расстаемся с надеждой на следующую встречу.

Что вам дало сегодняшнее занятие?

Что нового узнали?

Что будете использовать в дальнейшей жизни?