Практикум для педагогического коллектива
21 февраля в детском доме прошел практикум для педагогического коллектива детского дома, где заместитель директора Галина А.С. выступила с докладом на тему: «Роль труда в нравственном воспитании детей».
В своем докладе она рассказала, что с самого раннего возраста у ребенка должно выработаться правильное отношение к труду. Дошкольный период – это самое лучшее время, чтобы заложить основы трудолюбия и уважение к работе. Дети должны быть ознакомлены со всеми разновидностями труда (бытовым, производственным, творческим и т.д.). Кроме того, трудовое воспитание проходит несколько последовательных этапов:
- младшая группа – это идеальный период для приобретения детьми навыков самообслуживания и приучению их к самостоятельности;
- воспитанники средних и старших групп должны быть в достаточной мере ознакомлены со всеми хозяйственно-бытовыми процессами, которые сопровождают жизнедеятельность человека. В процессе трудового воспитания детям должны быть привиты такие качества, как трудолюбие, чистоплотность, аккуратность и бережное отношение к вещам. Кроме того, важно объяснить детям, что труд – это не только средство удовлетворения собственных потребностей, но также и действие, направленное на достижение общего блага;
- обучаясь в подготовительной группе, дети должны получать широкие возможности для творческого развития. На данном этапе задания должны значительно усложняться, при этом, ребенок должен чувствовать свободу деятельности и ответственность за ее результат. Большое значение приобретает аналитическое мышление, которое выражается в умении планировать и структурировать свою работу. Также важно привить дошкольникам навыки работы в коллективе.
Результат трудового воспитания во многом зависит от правильного педагогического подхода. Цели и задачи, поставленные перед ребенком, должны четко соответствовать его возрасту, а также учитывать индивидуальные особенности его развития.
В рамках годового плана по профилактике детских суицидов и предупреждения преступлений в отношении детей дошкольного возраста с ОВЗ, педагог-психолог Халикова Ю.Д. подготовила выступление на тему: «Профилактика суицидального поведения дошкольников с ОВЗ». Она рассказала о причинах детского суицида. Его профилактике. О том, что суицид – это умышленное лишение себя жизни. Ребенок является олицетворением начала жизни и детская смерть, пожалуй, самое нелепое и трагичное событие, которое только можно себе представить.
Детский суицид – это то, чего практически всегда можно избежать. Главное, что для этого необходимо – это вовремя заметить тревожные сигналы. Ни один ребенок не решит уйти из жизни и воплотить свое решение в жизнь за считанные часы. Как правило, подобное решение зреет в голове у ребенка не один день, и даже не неделю. И все это время ребенок отчаянно взывает к взрослым, различными способами давая понять педагогам, воспитателям, что ему очень плохо. Внимательные педагоги ни за что не оставят без внимания изменившееся поведение ребенка.
Если хоть что-то в поведении ребенка показалось странным, либо тревожным, нужно немедленно бросать все свои дела и стараться практически все время проводить рядом с ребенком до тех пор, пока не будете твердо уверены в том, что суицидальное настроение ребенка ушло без следа.
Педагог-психолог Белоусова С.Г. провела психологический практикум на тему: «Типологические особенности детей и формирование характера у дошкольников»
На практикуме педагоги и воспитатели обсуждали, что полноценное развитие детей с ОВЗ возможно только при осуществлении индивидуального подхода, который невозможен без знания индивидуальных анатомо-физиологических и психических особенностей каждого ребенка. Выявление индивидуально-типологических особенностей детей дошкольного возраста можно осуществлять на основе его внешнего поведения.
В качестве одного из методов определения темперамента детей дошкольного возраста можно использовать игровую методику Ю.А. Самарина «Перенос кубиков».
Цель методики: выявить характерные реакции ребёнка при ряде неудач, сопровождающих перенос кубиков.
При этом учитывают:
— силу нервных процессов, работоспособность — сколько времени ребёнок может добиваться успешного выполнения задания как без стимуляции экспериментатора, как и при его стимуляции;
— уравновешенность нервных процессов, — в какой мере ребёнок способен сдерживать своё недовольство при неудачах, не проявлять его ни в двигательной, ни в речевой форме;
— подвижность нервных процессов, — в какой степени быстро включается ребёнок в эту «работу», приспосабливается к ней, имеют ли место отвлечения при выполнении данной деятельности.
Педагоги и воспитатели опробовали данную методику на себе с целью выявления характерных особенностей своей нервной системы. Зная индивидуальные свойства ВНД, педагог может сформировать свой стиль работы, рассчитывать свои возможности и оптимально построить свою практическую деятельность.
Знание типологических особенностей ВНД и темперамента ребенка поможет педагогу и воспитателю сформировать наиболее оптимальный индивидуальный стиль коррекционной работы по приобретению глубоких и прочных знаний, при минимальных затратах сил и энергии, без чрезмерного напряжения и переутомления ребенка.
Практикум прошел в интересной и увлекательной форме. Педагоги и воспитатели узнали новые методы педагогического подхода и особенности взаимодействия с детьми, имеющими различные типы ВНД. С практикума ушли в надежде, что стали лучше разбираться в индивидуальных особенностях личности, темперамента и характера каждого ребенка.