И невозможное возможно

 

  В детском доме в группе № 2 живут и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Это особые дети со своими потребностями, запросами, нуждами, все они воспитываются и обучаются в детском доме в соответствии с их индивидуальными возможностями. В подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения у детей - это следствие органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах развития ребенка во время беременности мамы. Это негативно отражается на потребностно-мотивационной, социально-личностной, двигательной, эмоционально-волевой сферах ребенка. У детей с интеллектуальной недостаточностью отстают в развитии сенсорные процессы, мышление, речь, память, внимание, деятельность, поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех психических новообразований, а главное, в неравномерности, нарушении целостности развития. Также нарушается социальная адаптация ребенка в окружающем мире.

  Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны ярко выраженная фрагментарность развития, наличие в нем своеобразных «пустот» и пробелов, чрезвычайная скудость представлений, несформированность способов восприятия, социальная незрелость. Кроме того, дети не могут самостоятельно развернуть свою собственную деятельность. Это приводит к тому, что фактически все формы активности находятся у них в обедненном виде.

 Все это накладывает на педагога, воспитывающего и обучающего детей с интеллектуальной недостаточностью, особые требования и задачи:

- развитие у детей адекватных эмоциональных реакций при рассматривании доступных их пониманию различных предметов;

самолет

- развитие у детей восприятия основных свойств и качеств изображаемых предметов (цвет, форма, величина);

- формирование, уточнение и обогащение представлений об объектах окружающего мира;

- развитие целенаправленных движений кисти и пальцев рук, движений обеих рук под контролем зрения;

физкультминутка

- знакомство с элементарными техническими средствами изобразительной деятельности;

- обучение детей приемам рисования с помощью традиционных (рисование карандашом, красками) и доступных нетрадиционных техник изображения («пальцевая живопись», рисование штампом, губкой, помазком);

Женя

- создание условий для развития у детей относительно самостоятельной изобразительной деятельности.

индивидуальная работа

 Для успешной изобразительной деятельности каждого ребенка, независимо от его умственных и моторных возможностей, педагоги детского дома на своих занятиях создают необходимые для этого условия:

- создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, предварительное обыгрывание предметов, предназначенных для изображения;

разминка

- обеспечение разнообразных сенсорных ощущений детей (зрительное, тактильно-кинестетическое обследование; музыкальное сопровождение деятельности детей);

- организация предметной среды (специальные столы, большие листы бумаги для рисования; технические средства обучения: карандаши средней мягкости, различные по жесткости волоска кисти);

Камилла

- формирование удобной позы ребенка при рисовании;

- проведение специальных упражнений по развитию движений пальцев и кисти рук;

пальчики

- обязательная совместная деятельность детей и педагога.

Вика

 Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет педагогу обогащать и развивать внутренний мир ребенка с интеллектуальной недостаточностью, где рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия.

 Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.

 

Педагог-психолог Белоусова С.Г,